В представлении многих полигон — это огромное поле, изрытое воронками от артиллерийских снарядов, по которому мчатся танки и бронетехника. Но на том полигоне, о котором пойдет речь, не гремят разрывы снарядов и не свистят пули, тишину нарушают лишь громкие крики чаек и серых ворон. Огромные стаи этих птиц носятся повсюду, а оглушительный птичий гам забивает даже звук работающего мотора бульдозера. Здесь порохом не пахнет, а воздух напитан «ароматами» совсем другого происхождения. Это полигон твердых бытовых отходов, а проще говоря, городская свалка.
ПОДОБНОЕ — обычная картина практически для всех полигонов ТБО в нашей республике. Конечно, существуют современные технологии по сортировке и переработке мусора. Но на их приобретение у нас средств не хватает. Не до них — есть задачи и важнее. В результате мы имеем то, что имеем.
Согласно проекту, вместимость этой свалки составляет около 400 тысяч тонн мусора. Еще в 2010 году свалку нужно было закрыть, но ее продолжают эксплуатировать и поныне. Полигон ТБО заполнен по всей своей площади (13 га) и продолжает расти медленно и неумолимо вверх. Скоро на его месте образуется огромная гора.
Завалены мусором и обочины подъездной дороги. Фактически стихийно идет процесс несанкционированного расширения свалки.
Все это лишь видимая простым глазом, как говорится, — «надводная часть айсберга», а вот «подводную» его часть хорошо характеризуют результаты проверки городского полигона ТБО органами Роспотребнадзора, проведенной аж в 2011 году. Вот выдержки из акта проверки: «…Организацией (ООО «Управляющая компания «КЖКХ») не представлен разработанный регламент и режим работы полигона, инструкции по приему бытовых отходов и обеспечению контроля за составом поступающих отходов. Полигон не разделен на две взаимосвязанные территориальные части: под складирование ТБО и хозяйственно-бытовую. Не предусмотрено устройство котлована с целью получения грунта для промежуточной и окончательной изоляции уплотненных ТБО.
ООО «Управляющая компания «КЖКХ» не имеет лицензии на деятельность по сбору, обезвреживанию, транспортировке и размещению отходов 3-4 класса опасности. В результате несоблюдения технологии захоронения ТБО существует реальная угроза загрязнения подземных (грунтовых) вод и открытых водоемов химическими веществами и микроорганизмами.
Для полигона ТБО не разработана специальная программа (план) производственного контроля, предусматривающая мониторинг состояния подземных и поверхностных вод, атмосферного воздуха, почв. Полигон не имеет смотровых скважин: одной контрольной, заложенной в верхней точке рельефа по потоку грунтовых вод, и двух скважин ниже полигона — для учета влияния складирования ТБО на грунтовые воды…»
Отвлекаясь от цитирования акта проверки, можно отметить еще одно: об отношении руководства ООО к рабочему персоналу, который обслуживает свалку. Бытовое помещение — это бывший железнодорожный вагон, вода привозная. Санитарное состояние неудовлетворительное, отсутствует даже умывальник. Рабочий по обслуживанию полигона не обеспечивается спецодеждой. Каково — весь день копаться в мусоре и не иметь возможности даже помыть руки?
Навес для размещения бульдозера отсутствует, хозплощадка не забетонирована, не освещена и не ограждена.
Все это было три года назад. С той поры никаких изменений не произошло. К настоящему времени городской полигон ТБО переполнен, как никогда. И по-прежнему каждый новый день сюда приезжают машины с мусором и разными отходами. Согласно правилам, полигон необходимо закрыть, рекультивировать и начать эксплуатацию нового. Но где взять на все это средства?
Казалось бы, выход из создавшегося тупика был. Еще в 2012 году правительством РК была разработана республиканская целевая программа «Обращение с отходами производства и потребления», рассчитанная на 2012-2016 годы. В целом на эту программу за пятилетку запланировано выделить 900 миллионов рублей. Местным властям оставалось лишь войти в эту программу, получить полагающиеся транши и приступить к работе.
Первые деньги в район поступили в 2012 году, затем и в следующем. Но не срослось. Выяснилось, что очень много времени уходит на получение разрешительной документации: прохождение экологической и госэкспертиз, а также на перевод земель лесного фонда в земли иных категорий. Местные власти недооценили объем работ и не рассчитали время на выполнение необходимых процедур. В конечном итоге деньги, отпущенные на строительство нового полигона, были секвестированы, т. е. возвращены обратно. Кстати, в подобном положении очутился не только Княжпогостский район, но и многие другие районы Коми.
В ходе изучения этого вопроса выявилась одна неприятная новость. Как оказалось, в далеком 1978 году земли под организацию свалки были выделены волевым решением, без оформления соответствующих документов. Получается, что городской полигон ТБО размещается на землях лесного фонда. И непонятно, на чьем балансе находится свалка: района или города?
Еще один момент. Уж если полигон ТБО находится на землях лесного фонда, то нужно либо перевести их в земли иных категорий, либо (если первое не получится) убрать со свалки все накопившееся на новый полигон. А это, напомню, более 400 тысяч тонн отходов.
В разгаре зима. Все безобразия, творящиеся на свалке, замаскировал снег. Однако проблемы, связанные с размещением и утилизацией отходов, остались, и, мало того, с каждым днем они сплетаются в более тугой узел.
Все эти беды характерны не только для городского полигона ТБО. Подобное положение сегодня сложилось и на свалке отходов городского поселения «Синдор».
Юрий СЕРГЕЕВ.