Тепло, текущий и капитальный ремонт многоквартирных домов, обслуживание теплосетей снаружи и внутри подъездов… Этот список можно продолжать долго, ведь это не простой набор слов, а названия тем, волнующих рядовых граждан страны, республики, района. Как и в любой сфере, в ЖКХ есть свои проблемы, какие-то недоработки, от которых больше всего страдают обычные потребители.
Кто-то спросит, а как же контролирующие органы, почему не следят за сферой ЖКХ? Ответим, что они есть. В Княжпогостском районе — это государственный жилищный инспектор Андрей ДМИТРИЕВ. Корреспондент «КВ» встретился с ним, и вот результат этой беседы.
— Андрей Сергеевич, расскажите, чем занимается государственная жилищная инспекция?
— Государственная жилищная инспекция — это надзорный орган Республики Коми по контролю и надзору за соблюдением стандартов и нормативов в сфере жилищного законодательства. В мои обязанности входит контроль за производством, содержанием, ремонтом общего имущества многоквартирных жилых домов, а также надзор за правилами соблюдения и предоставления коммунальных услуг. В Княжпогостском районе действуют две компании, предоставляющих услуги населению: ООО «УК «КЖКХ» — содержание и ремонт общего имущества многоквартирных жилых домов (МКЖД); ОАО «Княжпогостское ЖКХ» — услуги по теплу, водоснабжению, отведению канализационных стоков за пределами МКЖД. Сейчас еще появилось ООО «Город», которое работает по договору с УК.
— Есть общая цифра нарушений, которые допустили указанные компании, например, за 2013 год?
— Если говорить о конкретных цифрах, то за прошедший год в государственную жилищную инспекцию по Княжпогостскому району поступило 78 письменных заявлений и 137 устных обращний и звонков от жителей района.
— На что чаще всего жалуется население?
— Выявить какой-то один самый «популярный» вид жалобы сложно, так как все они связаны одной темой — некачественное и ненадлежащее оказание коммунальных услуг, нарушение и невыполнение обязанностей по ремонту общего имущества МКЖД. У одного в квартире холодно, у другого — протекают батареи. По всем обращениям проводятся проверки, составляются протоколы. В ходе таких проверок только за 2013 год было выявлено более 2,5 тысячи нарушений различного рода. Совместно с прокуратурой направляем иски в суд. Отмечу, что все направленные иски удовлетворены в пользу граждан.
— Вы отметили, что все иски удовлетворяются. Значит, гражданам в случае некачественного оказания жилищно-коммунальных услуг можно безбоязненно обращать в суд?
— Совершенно верно. Только надо запастись терпением, так как борьбу с юридическими лицами, то есть с компаниями, легкой не назовешь. Легко брать деньги, а вот отдавать их никто не любит. Что касается жилищной инспекции, то в суде она выступает в качестве третьего лица. Проще говоря, жилинспекция объясняет и разъясняет участникам судебного заседания, как должно быть и что есть на самом деле. Как правило, решение оказывается не в пользу ответчиков.
К примеру, улица Совхозная. На протяжении многих лет жители жалуются на холод в квартирах. Дальше переписки со мной или жалоб, заявлений в ресурсоснабжающую организацию дело не идет. Но переписка с ООО и ОАО необходима, т. к. без ее результатов не выиграть суд. У одних нет свободного времени, другие не хотят судиться. Такая позиция удивляет, ведь отстаивать приходится свои, а не чужие, деньги. В прошлом году три жительницы м. Совхоз все же подали в суд из-за несоответствующей нормативу температуры в квартирах и выиграли все судебные процессы.
— В Княжпогостском районе жилищным инспектором Вы работаете более пяти лет и за это время успели досконально изучить жилищно-коммунальное хозяйство.
На ваш взгляд, сколько в нашем районе проблемных точек?
— Если провести параллель с обращениями и жалобами, то из года в год места одни и те же
— Пионерская, 3; Первомайская, 32; м. Лесокомбинат; улицы Совхозная, Авиационная. Где-то причиной жалобы стал холод, где-то плохое водоснабжение. Например, по улице Авиационной, 66 много лет протекала кровля дома. Жители писали «километровые» жалобы в раз-личные инстанции, в том числе в управляющую компанию, которая обслуживала этот дом. Конечно, слово «обслуживала» надо писать в кавычках, так как деньги с жильцов взимались, а услуги не оказывались. Пока шла борьба за справедливость, из-за постоянной сырости дом пришел в негодность и его признали непригодным для проживания. Суд вынес решение — жильцов переселить, но до сих это решение не исполнено. А все началось с крыши, которую никто не хотел ремонтировать.
— Как Вы считаете, если все начнут обращаться в суд из-за некачественного оказания коммунальных услуг, ситуация может измениться в лучшую сторону?
— Сложно рассуждать о плюсах и минусах в жилищно-коммунальном хозяйстве. Эта сфера всегда была и остается сложной, трудной, проблемной. Отстаивать свои деньги в любом случае надо. Другой вопрос — ЖКХ необходима помощь от населения, то есть здесь палка о двух концах. С одной стороны большинство потребителей платят за услуги, но не всегда их получают должным образом. С другой стороны, в нашем районе масса должников, которые годами не оплачивают жилищно-коммунальные услуги, тем самым не давая коммунальщикам возможности выполнять свои обязанности. Борьба с этой категорией граждан ведется разными методами, вплоть до выселения. Хочется надеяться, что средства будут использованы по прямому назначению. Тогда и у нас будет меньше поводов для проверок.
— Спасибо за интервью.
Карина ВОРОБЬЕВА.